ЕСЛИ НЕТ ВРЕМЕНИ ЧИТАТЬ
ЕСЛИ НЕТ ВРЕМЕНИ ЧИТАТЬ

АУДИО-КНИГА ПРО СОН МАЛЫША

 

До конца акции осталось:
  • %days%
    %DAYS%
  • %hours%
    %HOURS%
  • %minuts%
    %MINUTS%
  • %seconds%
    %SECONDS%
Пользователь
Иконка контактов

Самоуспокоение как основа для хорошего сна ребенка?

« Назад

Самоуспокоение как основа для хорошего сна ребенка?  29.02.2020 06:37

Екатерина Рухленко

 

Термин «самостоятельное засыпание» набил оскомину всем, кто хотя бы раз искал информацию про детский сон.

Все адепты обучения спать считают способность ребенка самоуспокаиваться ключевым навыком.

Считается, что ребенок должен научиться успокаиваться самостоятельно. Тогда он сможет засыпать сам и не требовать вашей помощи во время ночных пробуждений. Можно встретить информацию, что самоуспокоение – очень важное умение, которому нужно учить как можно раньше.

В чем проблема с подобными ожиданиями?

Саморегуляция – это способность человека управлять своим физическим, эмоциональным, когнитивным и психологическим состоянием в зависимости от потребности в текущей ситуации.

Когда мы – взрослые ожидаем от ребенка хорошего засыпания, мы имеем в виду, что он не будет беспокоить нас по сто раз за вечер. Не будет звать нас, не прекращая, а сам тихонько уснет в кроватке. А если проснется и заплачет, то сможет успокоиться через некоторое время, не дожидаясь подхода родителей.

Противоречие состоит в употреблении термина «самоуспокаиваться».

С точки зрения психологии развития младенцы учатся успокаиваться в процессе взаимодействия со взрослым (обычно с мамой).

Каждый раз, когда мама реагирует на призыв малыша и плач, подходит, берет на руки, дает грудь – она не только помогает малышу справиться со стрессом здесь и сейчас. Но и учит его как справляться со своим состоянием в долгосрочной перспективе.

Нельзя научить ребенка успокаиваться самостоятельно, просто перестав помогать ему.

Человеческие младенцы рождаются на свет с базовым набором нейронных сетей в мозге. Мозг буквально дозревает в первый год жизни.

Младенец попросту не обладает зрелыми функциями регулировать себя.

Поэтому малышам и требуется так много помощи.

Некоторым детям требуется гораздо больше помощи, чем другим.

Спокойные малыши, с определенными типами врожденного темперамента не доставляют особых хлопот с рождения. И именно у родителей таких детей может создаться ложное впечатление, что они эффективно научили своего ребенка спать. На самом деле этот ребенок просто менее проблемный с самого начала. Повезло.

Активные малыши, дети с определенными особенностями нервной системы, страдающие коликами, срыгиваниями, проблемами с грудным вскармливанием и другими сложностями неизбежно будут требовать гораздо больше помощи в успокоении.

Каждый раз, когда мама или папа берут ребенка на руки, разговаривают с ним, устраивают контакт кожа – к коже, качают, поют песенки они не только успокаивают его. В этот момент мозг ребенка создает новые образцы нейронных связей. И ребенок постепенно учится как самому регулировать свое состояние.

В раннем возрасте бесполезно ожидать от малыша самоуспокоения. Его мозг попросту незрел для этого.

Малыш не может самостоятельно справиться со стрессом от дискомфорта, голода, расстройства. Каждый раз, когда мама помогает ему успокоиться, она снижает уровень его гормона стресса –кортизола и учит его как делать это самому (1).

Как же тогда учить ребенка засыпать самого, если он успокаивается через родительскую помощь?

Неужели методики, обещающие научить ребенка спать обманывают?

Нет, просто понятия подменяются.  Способность успокоиться самостоятельно зависит от возраста ребенка. Многие методы не учат ребенка как регулировать свое состояние, а лишь стимулируют его поменьше звать.

Все методики обучения засыпать самостоятельно можно разделить на:

  • Жесткие. Например, закрыл дверь и ушел, не возвращаясь ни при каких условиях даже если ребенок будет кричать час.
  • Условно-мягкие с периодическим присутствием взрослого. Проверяю каждые 5 минут, если ребенок плачет, но потом выхожу.
  • Мягкие. Например, нахожусь все время рядом и помогаю пережить неприятный момент, но вывожу ненужную привычку и жду пока ребенок уснет.

Жесткие и условно-мягкие методики могут стимулировать ребенка самоуспокаиваться, если он находится в приличном возрасте. Не менее 2-3 лет. В таком возрасте у ребенка могут быть трудности сна, связанные с поведением и соблюдением правил. Например, малыш отказывается лежать в кровати и выходит из спальни. Если вы уверены, что проблемы вызваны только поведением, а не иными причинами, методики могут помочь преломить ситуацию. И готовый по возрасту ребенок действительно начнет засыпать самостоятельно.

Если же мы применяем подобные подходы к младенцу до года, маловероятно чтобы он мог научиться засыпать самостоятельно. Скорее речь будет идти о том, чтобы он перестал часто звать вас. То есть обучение будет означать не освоение способности лечь и уснуть как взрослый, а появление понимания, что много звать не нужно.

Доктор Уильям Сирз использует в своей книге такой термин как «отключка». Неадекватные уровню развития ребенка методы могут привести к тому, что он «закрывается» и перестает ожидать помощи взрослого.

Что насчет мягких методик?

Если вы не бросаете малыша кричать часами одного, но при этом меняете подход к засыпанию, ничего ужасного случиться не должно. Например, малыш всегда засыпал на груди. Теперь вы укладываете его после кормления в кроватку, а сами находитесь рядом. Как только кроха проявляет недовольство, вы реагируете. Заменяете засыпание на груди своей помощью: держите за ручку, гладите по спинке, лежите рядом. Есть ли в этом криминал?

Если ребенок готов к изменениям по возрасту и его реакция вполне адекватна, почему нет? Вы меняете подход к засыпанию, но делаете это без фанатизма. И всегда готовы оказать больше помощи, если нужно. Как только ребенок привыкает к новым реалиям, вы постепенно снижаете степень своей помощи.

Я выступаю за подобный подход. Не нужно мириться с плохим сном малыша, да и собственным.

Но мы не должны огульно применять методики из интернета.

Во-первых, необходимо разобраться чем собственно вызваны проблемы.

Процентов 80-90 проблем со сном ребенка вызвано любыми факторами, но не отсутствием саморегуляции. Некоторые недобросовестные консультанты с порога предлагают «опробованные и уникальные методики», которые улучшат сон малыша. Но это в корне неправильно. Любые методики применяются только для вывода ненужных ассоциации со сном и приучения ребенка засыпать иначе. К этому переходить нужно только после анализа и восстановления основ для нормального сна.

В ходе моих консультаций мы часто не доходим с клиентами до методик в принципе. Поправив условия для сна, режим и свои взгляды на организацию сна, они уже добиваются улучшения ситуации. И уже не нужно бросаться обучать ребенка спать.

Во-вторых, мы должны учесть возраст ребенка. Мы можем пробовать менять ситуацию плавно, не нанося огромного стресса малышу.

В-третьих, мы должны попробовать ввести изменения мягко. Не все сразу, а по частям, небольшими шагами.

В-четвертых, мы должны быть готовы реагировать на поведение ребенка. Готов он сегодня принять эти изменения? Как лучше вводить их? Нет ли прямо сейчас противопоказаний к резким изменениям?

Если вы уже совсем запутались в теме детского сна, обращайтесь за консультацией. Будем разбираться вместе.

Также читайте:

Нужно ли обязательно обучать ребенка засыпать самостоятельно?

В каком возрасте возможно самостоятельное засыпание?

Безопасно ли обучать самостоятельному засыпанию?

 

Источники:

1

 

 




Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Категории статей
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить