АУДИО-КНИГА ПРО СОН МАЛЫША
« НазадМетод Фербера: самостоятельное засыпание 24.06.2019 13:16втор статьи: Екатерина Рухленко
Метод Фербера по обучению детей засыпать самостоятельно – это подход, разработанный американским педиатром Ричардом Фербером. Бестселлер Фербера «Решите проблемы со сном у вашего ребенка» до сих пор находится в топе продаж (хотя написана эта книга была в 1985 году). Имя Ричарда Фербера стало нарицательным благодаря предложенному им методу обучения спать. Справедливости ради необходимо сказать, что доктор Фербер долгое время являлся директором педиатрической клиники расстройств сна в больнице Бостона. Он внес значительный вклад в решение медицинских проблем сна у детей. Разберемся в сути подхода Фербера.
МЕТОДИКА ФЕРБЕРА Это метод удаления с элементами контролируемого плача. Основан он на допущении, что ребенок плохо спит потому что выработал определённые привычки, и не может уснуть без помощи взрослого. До начала обучения спать необходимо ввести ритуал перед сном. Взрослый укладывает ребенка спать и выходит из спальни. Если ребенок плачет, взрослый проверяет его с определёнными интервалами. Продолжительность интервалов возрастает: начинается все с трех минут, следующий заход через 5 минут, все последующие проверки через 10 минут. И так до момента засыпания ребенка. На следующую ночь родитель начинает с пяти минут и постепенно доводит интервал до 20 минут. Во время заходов взрослый не должен вынимать ребенка из кроватки. Допускается одобрение словами или быстрым поглаживанием, но в целом заход должен быть коротким. По мнению Фербера, подход может применяться к младенцам от четырех месяцев и старше. Отзывы родителей о методе Фербера говорят о том, что обычно хватает от 3 до 5 дней, чтобы в корне изменить ситуацию со сном. По сути методика состоит в игнорировании плача и ожидании, когда малыш перестанет требовать помощи. Сам Ричард Фербер в обновленном издании своей книги признал, что его методика не учит детей как засыпать самостоятельно. А по сути приводит к тому, что они перестают требовать помощи родителя при засыпании.
МОЕ МНЕНИЕ О МЕТОДЕ ФЕРБЕРА Метод предполагает игнорирование плача ребенка. Плач – это сигнал коммуникации: через него малыш сообщает, что что-то не так. Игнорирование плача не предполагает анализ первопричин плача как такового. Можно ошибочно решить, что все проблемы со сном из-за «привычек ребенка». Однако, это не всегда так. Часто проблемы со сном вызваны совершенно иными факторами: Например,
Я не рекомендую применять методику Фербера как таковую в принципе. Тем более для раннего возраста. Метод не стоит применять для младенцев: по сути игнорирование плача наносит вред привязанности к матери, а также урон эмоциональному и психологическому развитию. Иногда ко мне за консультацией обращаются мамы, самостоятельно прочитавшие работу Фербера и желающие применить его подход. В таком случае я высказываю опасения. На мой взгляд, применение метода удаления обосновано в редких случаях. Этот метод может помочь родителям, у которых нет ресурсов и сил на иные более длительные подходы. В научном исследовании Минделл 2006 года (1) говорится, что недосыпающие родители имеют повышенный риск семейных конфликтов и развития депрессии. Иногда родители принимают решение, что им нужен именно такой метод. В таком случае, на мой взгляд,метод Фербера:
То есть если вы уверены, что ваш ребенок плохо спит из-за поведенческих факторов (например, сопротивляется укладыванию или устраивает истерики перед сном), но не из-за иных причин, вы можете думать о методе Фербера. При условии, что возраст малыша составляет 2-3 года (редко от полутора). Для детей 6-18 месяцев стоит подумать о иных (более мягких) методах. Если же вы не знаете, чем вызваны проблемы со сном, для начала стоит проанализировать ситуацию. Подробнее я пишу об этом здесь: Самостоятельное засыпание может вам не помочь
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование Минделл в 2006 году анализировало влияние поведенческих методов обучения засыпать на сон детей. (1). Выводы: после применения методов обучения спать:
На сегодня нет однозначных исследований о вреде метода Фербера для детей старше шести месяцев. Однако есть критика дизайна исследований, имевших место. Возможно, они не исследовали тему глубоко. Так, например, исследование Levesque et al, 2000; Luddington-Hoe et al, 2002 говорит о том, что продолжительный плач повышает психологический стресс ребенка, а также его давление, частоту сердечных сокращений и уровень кортизола – гормона стресса. Косвенно из этого можно сделать вывод, что вытекающий из сути метода Фербера плач не столь безопасен. На сегодня ученые сходятся во мнении, что для ребенка вреден токсичный стресс, то есть длящийся длительное время. А вот краткосрочный стресс принято считать приемлемым. Если ребенок будет плакать недолго и немного, возможно его уровень стресса останется адекватным? Как оценить это? Никто точно не знает. Поэтому решение о применении подхода Фербера нужно принимать взвешенно. Если вы не можете разобраться в проблемах сна своего ребенка самостоятельно, обращайтесь ко мне за личной консультацией или пролистайте статьи на этом сайте. Источники: Также читайте:
|
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.