ЕСЛИ НЕТ ВРЕМЕНИ ЧИТАТЬ
ЕСЛИ НЕТ ВРЕМЕНИ ЧИТАТЬ

АУДИО-КНИГА ПРО СОН МАЛЫША

 

До конца акции осталось:
  • %days%
    %DAYS%
  • %hours%
    %HOURS%
  • %minuts%
    %MINUTS%
  • %seconds%
    %SECONDS%
Пользователь
Иконка контактов

Почему не получается обучение ребенка засыпать самостоятельно?

« Назад

Почему не получается обучение ребенка засыпать?  07.02.2021 09:31

Екатерина Рухленко

 

Вы попробовали обучать засыпать самостоятельно, но ничего не получилось?

Ниже опишу типичные причины почему обучение не работает.

А в конце статьи я приведу ссылки на материалы: что почитать на тему самостоятельного засыпания.

 

«Лечили самостоятельным засыпанием то, что им не лечится»

Это, пожалуй, причина №1 всех неудач.

Маму не устраивает сон ребенка, и она узнает о способе, который другие считают эффективным.  Проблема в том, что симптомы плохого сна одинаковы, а коренные причины могут быть абсолютно разными. Метод обучения самостоятельному засыпанию помогает только в тех случаях, когда сложности сна действительно связаны только с тем как ребенок засыпает.

Это очень ограниченный перечень:

  • Привычки засыпать так или иначе (ассоциации со сном),
  • Поведенческие сложности у детей от 1,5 лет и старше, в том числе вызванные возрастными кризисами (например, так называемые кризисы полутора, двух или трех лет). Когда ребенок отстаивает свое право не спать, выходить из кровати и спальни.  «Не слушается, балуется».

В принципе все.

Часто всякие методы применяются необоснованно: в тех ситуациях, когда ребёнок плохо спит по другим причинам.

Прежде чем решать, что в вашем случает требуется обучать, нужно проанализировать ситуацию полностью:

  • Соответствует ли характер сна вашего ребенка возрастной норме? Можно ли ожидать лучший сон в его возрасте?
  • Соответствует ли характер сна способу вскармливания?
  • Исключен ли дефицит сна и перевозбуждение?
  • Не отклоняется ли режим от возрастного существенно? Не начинается ли ночь очень поздно?
  • Не голоден ли ребенок? Адекватен ли режим кормлений?
  • Есть ли ритуал перед сном?
  • Адекватна ли среда для сна? Темно и тихо?
  • Как долго длятся трудности? Не могут ли они быть связаны со скачком в развитии, освоением навыков, прорезыванием зубов?
  • И другие вопросы.

Только после анализа и оптимизации режима, условий сна и других факторов, можно переходить к вопросу самостоятельного засыпания. В 80% случаев мамам, обращавшимся ко мне, удавалось добиться улучшения сна без всякого обучения. В большинстве случаев проблемы провоцируются неправильным режимом, неадекватной средой для сна, неправильным подходом к организации дня ребенка, а не неумением засыпать самостоятельно.

Например, ребенок плохо спит потому что переутомлен. У него слишком длительное бодрствование перед сном. Он не может уснуть из-за этого. Если начать обучать его засыпать самого, будет только хуже. А если оптимизировать режим, проблемы уйдут.

Или ребенок часто просыпается ночью потому сейчас учится вставать на ножки. Сон ухудшился на фоне освоения навыка. Нет смысла пытаться обучать. Нужно подождать.

Переходите к методу обучения спать только если вы точно понимаете, что проблемы связаны с ограниченным перечнем выше.

Если вы видите, что ребенок плохо засыпает и часто просыпается именно из-за привычек. Например, не может уснуть без укачивания, ночью просыпается по сто раз из-за выпавшей соски. Или тоддлер тестирует ваши границы: вылезает из кроватки, выходит из спальни.

Здесь тоже нужно понимать, что прежде чем заниматься обучением, нужно опять же исключить другие причины плохого сна. На фоне наличия любых проблем, привычки и поведение ухудшаются. И только потом переходить к обучению.

Подробно о самостоятельном засыпании я написала в своей книге, которая доступна как в текстовом, так и в аудио формате.

 

Метод обучения не соответствует возрасту

Разные авторы предлагали те или иные подходы.

Все методы можно разделить на жесткие, средние и мягкие.

Мягкость и жесткость мы можем определить по отсутствию / присутствию мамы и тому, что она делает. Закрыла дверь и ушла на час? Или была рядом и помогала пережить момент? Вовлечением в процесс: ушла совсем, сидела рядом или брала на руки и помогала успокоиться? И так далее. Я не буду здесь описывать слишком долго все методы: вы и сами их найдете.

Но выбранный подход должен быть адекватен возрасту.

Нельзя применять никакие методы в первые месяцы жизни.

В 2,5-4 месяца можно попробовать похлопывание и шипение Трейси Хогг. Но этот подход уже не поможет малышам старше 4-5 месяцев.

Метод Трейси Хогг «поднять-опустить» (Pick up/Put down) используется от 4-5 до примерно 12 месяцев, но внутри есть адаптация к особенностям каждого возраста.

Категорически нельзя использовать метод Фербера для ребенка до 1,5 лет.

И так далее. Каждый автор описывает для какого возраста применяется его подход. Если кто-то рекомендовал вам попробовать тот или иной прием, анализируете информацию критически.

 

Начали обучать в неблагоприятное время

Бесполезно начинать обучение самостоятельному засыпанию в сложные периоды:

Здесь нужно не только начинать в то время, когда все спокойно. Но и прекратить обучение, если все пошло не так. Не всегда можно определить оптимальность «окна» обучения. Но если вы видите, что реакция на метод чрезмерна или тренд негативный (в течение нескольких дней обучения — это понятно), лучше прекратить и попробовать через 1-2 недели. Если вы обращаетесь к консультанту по сну, узнайте, как оценить прогресс и понять, что все идет хорошо. Если вы читаете книгу, автор обычно дает критерии успеха.

 

Начали обучать с дневного сна

Никогда не начинайте с дневного сна, если только вы не планируете заниматься им одним. Мое мнение тут однозначно. Начинать обучать самостоятельному засыпанию можно и нужно только с ночного сна.  Причины тут совершенно простые:

  • Ребенок может не уснуть на дневной сон, если вы начнете менять подход к укладыванию. Не уснуть днем легко.  К ночи вы получите переутомленного ребенка и начнется замкнутый круг проблем.
  • Не уснуть ночью невозможно: слишком высока накопленная усталость, да и суточный ритм делает почти невероятным отсутствие сна ночью. Да, малыш может засыпать долго, но он все равно уснет даже при новом подходе. Вам будет проще внедрить новый метод именно с ночи.

Отработайте ночь и только потом переходите к дневному сну.

 

Непоследовательны

Тут все ясно: если начали новый подход, придерживайтесь его каждый день до дня оценки ситуации.  Если обучение идет по плану, то в зависимости от возраста и сути проблем, вы поймете это на 3-7 день.

Если обучение пошло не так, вы тоже поймете это скоро и решите прекратить. Но до дня оценки ситуации, который вам рекомендовал консультант или вы взяли его сами, будьте последовательны. Исключение: резкое ухудшение ситуации, интенсивная реакция ребенка.  Прежде, чем начинаете применять какой-либо метод разберитесь, чего ожидать. Сколько ребенок может не спать и сколько он может плакать? В какой момент нужно прекратить? В рамках допустимых рамок будьте последовательны.

 

Удачи вам!

 

Читайте также:

 

Самостоятельное засыпание: безопасно ли обучать ребенка?

Самостоятельное засыпание: в каком возрасте возможно

Как научить ребенка засыпать самостоятельно?

Нужно ли обязательно обучать самостоятельному засыпанию?

Способность самоуспокаиваться - миф или реальность?

Метод Эстивиля

Метод Фербера

 

 

 

 




Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить

Категории статей
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить